Новости музея

Первая Московская Планерная Школа

МОСКОВСКАЯ ПЛАНЕРНАЯ ШКОЛА

«Морской флот развивается давно. Были фрегаты, крейсеры, линкоры, теперь появились атомные суда, а парусные яхты остаются. Так и планеры. Их будут строить и летать на них до тех пор, пока будут восходящие потоки и будут люди, стремящиеся летать. А они будут всегда»

О.К. Антонов. 1963 год

"Сегодня многие говорят о развитии авиации и авиационных видах спорта. Но никто не говорит о том, что нужно сделать, что бы возродить былую славу отечественной авиации. И если мы хотим действительно действовать, то для начала нужно изучить опыт тех людей и того времени, когда делались первые шаги" - пишет Директор Спортивной Школы Леонид Дедёнов на своей официальной странице Вконтакте.

В конце 19 - начале 20 вв., стали создаваться первые кружки планеристов в Москве, Тбилиси, Киеве, Петербурге и в других городах, открывались первые планерные станции и школы. В 1923 г. в Крыму в Коктебеле прошли первые всесоюзные планерные испытания, на которых были установлены первые рекорды страны. С этого времени началось массовое развитие планерного спорта в СССР, в становлении и развитии которого большую роль играло ОДВФ (Общество друзей Воздушного Флота), созданное в 1923 г.

В 1925 г. путем слияния с обществом ДОБРОХИМ (Добровольное общество содействия строительству предприятий химической промышленности) оно было реорганизовано в массовую добровольную общественную организацию АВИАХИМ. В 1927 г. на базе АВИАХИМ было создано ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне и авиационному и химическому строительству СССР).

Впервые вопрос о создании в Москве планерной школы по подготовке инструкторов-планеристов, был рассмотрен на одном из заседаний подсекции Общества друзей воздушного флота. Это требовалось, прежде всего, для решения задачи массовой подготовки кадров для авиации, стоящей в то время перед государством.

Организация обучения инструкторов - планеристов и создание планерной школы были поручены Владимиру Михайловичу Титову, командированному от МВТУ в планерную группу авиационной секции ОДВФ.

Московская планерная школа - первая московская школа летчиков-планеристов, была создана в 1925 г. на общественных началах. Официальное открытие школы состоялось 23 января 1927 г.

ИЗ ИСТОРИЙ ПЕРВОЙ МОСКОВСКОЙ

ПЛАНЕРНОЙ ШКОЛЫ ЛЕТЧИКОВ- ПЛАНЕРИСТОВ

В.М.ТИТОВ

Год, I923 поистине можно назвать годом начала советского

планеризма. Так весной І923г. было создано Общество друзей воздушного флота, а осенью того-же года в Крыму состоялся первый слет советских планеристов. В том-же году на одном из заседаний планерной подсекции Общества друзей воздушного флота уже обсуждался вопрос о создании первой Планерной Школы летчиков-планеристов в Москве для подготовки инструкторов. В это время перед молодым Советским государством была поставлена задача о массовой подготовке кадров для Советской авиации в наикратчайшее время при небольших затратах средств. Вот тогда и была одобрена идея об отборе лиц, годных к летной службе через обучение на планерах, а для этого надо было в первую очередь подготовить инструкторов планеристов.

Московская Планерная Школа летчиков-планеристов положила начало подготовки таких инструкторов. Организация такой Школы была поручена мне. И воя уже с января 1925 года Школа начала работать, а осенью 1926г. состоялся первый выпуск инструкторов-планеристов. Московская Планерная Школа была вся организована на общественных началах. Все - от начальника и его помощника, и до преподавателей и инструкторов-летчиков, работали на общественных началах (т.е. без вознаграждения).

В Московской Планерной Школе впервые обучение полетам на планерах производилось по строго определенной программе, которая была разработана известными в нашей стране летчиками. В Школе изучались такие основы теории авиации и аэродинамика планера.

Лекции по аэродинамике планера читал известный своими трудами по аэродинамике планера инженер Н.Н. Фадеев. При Школе было организовано и конструкторское отделение, где занятия вели инженеры-конструктора, работавшие у А.Н. Туполева: Д.Н. Колесников и Д.А. Ромейко-Гурко. При Школе были и производственные мастерские, в которых проводился ремонт планеров и постройка новых учебных планеров под руководством Ф.М. Дубака студента Московского авиационного технологического Института.

Все теоретические занятия и работа в производственных мастерских Школы производились по вечерам (т.е. в нерабочее время) с 6 час. 30мин. и продолжались до 10-11 часов (вечера) ежедневно в Москве. Сначала занятия в Школе проводились в полуподвальном помещении на углу Садово-Спасской улицы и Орликова пер., дом.19

(Впоследствии - после переезда Школы на другое место - в этом помещении располагалась группа изучения реактивного движения (ГИРД) при Осоавиахиме, где начал работать С.П. Королев). Переезд был связан с расширением деятельности Школы, популярность которой росла с каждым годом. Школа получила просторное помещение на улице Белинского. Своими силами с помощью курсантов и преподавателей были оборудованы классы для теоретических занятий и производственные мастерские.

Учебные полеты проводились по воскресеньям круглый год на "летных станциях", как тогда назывались места, где велось обучение полетам на планерах. Занятия "летных станциях" производились о раннего утра до позднего вечера, а зимой они не прерывали и при морозах, достигавших 30°.

Следует особо отметить наличие крепкой дисциплины, когда за пропуск двух заячий, курсант отчислялся из Школы. Надо сказать, что за 8 лет работы Московской Планерной Школы было всего два таких случая. Это указывает на высокий моральный уровень курсантов.

За время своего существования (о 1925 по 1933г. на общественных началах) Московская Планерная Школа выпустила целый отряд летчиков-инструкторов планеризма. Окончили Школу и по специальности конструктора планеров из числа тех, кто занимался в конструкторском отделении Школы. С большим удовлетворением могу отметить, что Школа помогла им выбрать направление их деятельности и специальность.

Назову несколько из них, которые мне хорошо знакомы, и которыми Школа может гордиться. Эго Главный Конструктор С.П. Королев создатель первого ракетоплана, конструктор первых межконтинентальных баллистических ракет и космических аппаратов. Он учился с1926 по I928г., затем Главный Конструктор Н.В. Шибин, создатель многоместных планеров и авиационной техники, которая широко использовалась в Великой Отечественной Войне; хорошо известный летчик-испытатель Герой Советского Союза С.Н. Анохин; известный летчик-испытатель В.Ф. Хапов; известный летчик-испытатель И.И. Шелест, автор популярных книг "С крыла на крыло" и "Лечу за мечтой";! полярный лётчик Герой Советского Союза Павел Головин, погибший на Северном флоте, известный конструктор планеров И. П. Толстых; известный мастер планерного спорта М.К. Раценская, которая подготовила, как инструктор сотни планеристов; известные конструктора, работавшие в авиационной и оборонной промышленности I. В. Флеров, ГА. Кох и С.П. Люшин бывший начальник штаба Полярной авиации Николай Сырокваша; летчицы В. П. Акулинина и В.Ф. Стояновская, налетавшие миллионы километров без аварий на пассажирских самолетах;

Следует особо сказать и о тех, которые после окончания Школы работали в качестве инженеров авиационной промышленности и в то же время продолжали вести общественную работу, обучая других планерному делу и моделизму. Например В.И. Толмачев, Д.П. Матвеев, В.В. Погребов и Н.И. Белов были на работе примером, как их учили в Московской Планерной Школе, для других. Таких примеров сотни.

Далее следует несколько подробнее рассказать о преподавателях и конструкторах Планерной Школы. Лекции по аэродинамике планера читал Н.Н. Фадеев, о котором было сказано выше. Н.Н. Фадеев был одним из ведущих инженеров ЦАГИ и был сильно загружен, и в тоже время все свободное личное время без остатка уделял Планерной Школе. Кроме того, он вел занятия в одном из планерных кружков в МВТУ по постройке планера. Другим лектором по аэродинамике был В. Г. Фролов, инженер ЦАГИ, изобретатель, автор научных трудов.

Вел занятия по аэродинамике и С.И. Афанасьев - один из инженеров, работавших в то время в ЦАГИ в области устойчивости самолетов.

Занятия по теории прочности п проектированию планеров проводили в основном Д.А. Ромейко-Бурно и Д.Н. Колесников – высококвалифицированные инженеры-конструкторы, работавшие в Конструкторском Бюро А.Н. Туполева. Приходилось удивляться их работоспособности, когда после напряженной восьмичасовой работы в А.Н. Туполева, у которого все выполнялось в темпе, они могли по вечерам заниматься с курсантами ежедневно по 5-6 часов в Планерной Школе. Их можно было часто видеть в Школе, занимающихся с курсантами до 11-12 часов ночи. Они видели цель своей личной жизни, как и Н.Н. Фадеев, в передаче своих знаний будущим летчикам и конструкторам. Здесь мне хочется еще раз подчеркнуть, что все это делалось ши, как и другими преподавателями и инструкторами Школы без всякого вознаграждения т.е. на общественных началах. В течении восьми лет, они отдавали Школе все свое свободное время, они даже свои отпуска использовали для занятий в Школе, так как Школа работала без перерыва. Занятия в мастерских проводил Ф.М. Дубак о котором было сказано выше.

В мастерских ремонтировались планеры, изготовлялись детали планера и планеры в целом. Ф.М. Дубак вол и большую административную работу по Школе, выполняя обязанности моего помощника. Надо сказать, он делал это исключительно добросовестно. Я не представляю и сейчас как это удавалось ему и учиться в Институте, и почти все вечера отдавать Школе, включая и выходные дни.

Обучение полетам проводили известные нашей стране летчики А. Б. Юмашев, Д.А. Кошиц, К.М. Венеслав, В.А. Юнгмейстер, инструктор В.Г. Гараканидзе и друге. Были инструкторами и бывшие курсанты Планерной Школы А.А. Сеньков, Е.A. Гренауэр, М.Ф. Романов, А.В. Козлов, Ефимов, Бородин и другие. Инструктора, как и преподаватели теоретических предметов поддерживали крепкую. дисциплину, давая личный пример. Настолько я помню, не было, ни одного случая пропуска занятий. Почти не покидая летное поле находились целый выходной, день в течение ряда лет летчик К.М. Венслав, а такие бывшие курсанты А.А. Сеньков, Е.A. Гренауэр, М.Ф. Романов, А.В. Козлов, В.И. Толмачев и другие. Очень ценные указания давал Школе легендарный летчик К.К. Арцеулов, который провел несколько показательных занятий с курсантами Школы и инструкторами.

Праздничную атмосферу на лётной станции создавало участие в работе станции знаменитых летчиков страны В.А. Юнгмейстера, А.Б. Юмашева, В.Д. Слепанчонка, Д.А. Кошица. Они инструктировали курсантов Школы и давали советы молодым инструкторам - лётчикам, делясь своим богатым опытом. Часто Шкоду посещали известные всему миру авиационные конструктора С.В. Ильюшин, А.С. Яковлев, а на параде Школы в 1931 году был начальник Военно-Воздушных Сил страны П.И. Баранов, нач. Штаба Эйдеман и С.В. Ильюшин и др. Много внимания уделяли проф. В. П. Вотчинкин, а так же конструктор планеров: В.К. Грибовский, Б.Н. Шереметев, О.К. Антонов, Г.Ф. Грошев, проф. В.С Пышнов и другие. Пользовалось славой и Конструкторское отделение Школы, где основными руководителями были упомянутые выше Д.Н. Колесников и Д.А. Ромейко-Рурко. Кстати сказать здесь первые уроки конструирования планеров брал С.П. Королев, который впоследствии спроектировал первый в мире ракетоплан. Сюда в конструкторское отделение приходили и известные ученные М.К. Тихонравов и Ю.А. Победоносцев, которые стали работать впоследствии у Главного Конструктора С.П. Королева.

Следует подчеркнуть, что все упомянутые выше преподаватели и инструктора живо откинулись на призыв и приглашения, направленные на поднятие на высший уровень преподавательской и инструкторской работы. Так, разработкой программы учебных полетов на планерах были заняты: К.К. Арцеулов, В.А Юнгмейстер, Д.А.Кошиц и В.А. Степанчонок. В результате Московская Планерная Школа летчиков планеристов получила научно-разработанную программу. В ней была отражена методика обучения на планерах, которая затем была распространена по всем учебным планерным кружкам. Также были разработаны программы теоретических занятий и устав Московской Планерной Школы, волею судеб которой предстояло быть первой по своему назначению.

Первый выпуск Московской Планерной Школы состоялся в 1926 году. Среди курсантов этого выпуска были: Антипов, Аронов, Гродзенский, Гуща, Евдокимов, Ефимов, Карапалкин, Козлов, Крысанов И., Кузьмичев, Погребов В., Скоповский см. фотографию. К сожалению, не все курсанты были на этой фотографии, так как многие из них уехали в разные города: не были сняты инструктора на этом снимке, которые обучали курсантов полетам не планере. Не осталось фотографий курсантов и других выпусков, следующих ежегодно один за другим. Почему-то в то время не было традицией сниматься всем курсантам после окончания в нашей Школе!

Из числа редких фотографий, которые прилагаются и краткой истории Московской Планерной Школы и которые сохранились можно отнести фотоснимки, сделанные после окончания парада Школы 2 мал 1931 года. Школу тогда посетили: начальник Военно- Воздушных Сил страны П.И. Баранов, начальник Штаба Эйдеман, знаменитый авиаконструктор В.С. Ильюшин, представители от Осоавиахима и другие. На фотографии видны курсанты Школы, число которых тогда исчислялось уже не одной сотней (на этом снимке я не вышел: стол далеко). На другом снимке я снят стоящим в первом ряду в штатском костюме, т.к. в 1931г, я работал в ЦАГИ, куда поступил в 1928г. после демобилизации из Научно-опытного аэродрома Военных Воздушных Сил, где я работал в штате с января 1925 года и одновременно учился в МВТУ на механическом факультете. Сохранилось одно из удостоверений Мосавиахима, в кагором указано, что я работаю начальником Московской Планерной Школы в общественном порядке, удостоверение № 1, выданное мне в 1930 году с продлением до 1931 года. Сохранилась еще фотография, где я снят в 1963г. вместе с одним из бывших инструкторов Планерной Школы летчиков В.А. Юнгмейстером и с космонавтами: Ю.А. Гагариным и В.Ф. Быковским на Всесоюзной конференции, посвященной 40-летию Советского планеризма, куда я был приглашен Главным Конструктором баллистических ракет и спутников С.П. Королевым, бывшим курсантом Московской Планерной Школы, где он обучался полетам на планере с 1926г. по 1928г.

Теперь немного подробнее о конструкторском отделении Московской Планерной Школы. Здесь велись занятия по проектированию планеров под руководством упомянутых выше инженеров - конструкторов Д.Н. Колесникова и Д.А. Ромейко-Гурко, работавших у А.П. Туполева. Занятия проводились ежедневно по вечерам. Это отделение навещали известные впоследствии ученные Ю.А. Победоносцев и М.К. Тихонравов - будущие сотрудники С.П. Королева. Они интересовались проектированием планеров и теоретическими занятиями, которые проводились в соседних комнатах. В помещениях Школы часто велись беседы о будущем авиации, и о полетах в космос. С.П. Королев посещал конструкторское отделение Планерной Школы с 1926 по I929 г. и не раз участвовал в таких беседах с участием Ю.A. Победоносцева, работавшего в то время в ЦАТИ у профессора В.П. Ветчинкина, который много времени уделял теории полета на Луну. В беседах принимал участие и М. К. Тихонравов - ученый, который интересовался и теорией полета насекомых, теорией реактивного двигателя, и вопросами космических полетов.

Я был знаком с Ю.Д. Победоносцевым и М. К. Тихонравовым. Их мечтой было завоевание космического пространства. А С.П. Королев уже в то время обратил на себя внимание своими деловыми качествами, стремлением к действию. В результате контакта с ними у С. П. Королева сначала возникла мысль о постройке ракетоплана, а затем и космических аппаратов. Такой контакт был полезен Ю.Д. Победоносцеву и М.К. Тихонравову, которые видели в нем человека, могущего осуществить их мечту.

В литературе, посвященной биографии С.П. Королева, не освещен период его жизни с 1926 по 1929г., а по нашему мнению этот период, был тесно связан с Московской Планерной Школой, где он проводил большую часть своего времени, и где он окончательно определил направление своей будущей деятельности. Мне кажется, что мои сообщения дадут возможность прояснить и дополнить некоторые детали биографии С.П. Королева.

К 1933г. в Московской Планерной Школе уже насчитывались сотни курсантов и десятки преподавателей и инструкторов-летчиков планеристов. Закончившие Шкоду инструктора планеристы разъезжались по разны городам и на местах создавали планерные кружки, где строили планера и обучали планеристов. Таким образом Московская Планерная Школа выполняла свое назначение, за все время своего существования с 1925 по 1933 год на летных станциях Московской Планерной Школы не было ни одной катастрофы, ни одного случая травматизма при полетах на планерах, что указывает на высокую культуру полетов и высокий уровень подготовки к полетам материальной части планеров, а это ведь удивительно, когда через Школу прошли многие сотни курсантов.

Прошло уже 55 лег со времени создания Московской Планерной Школы, работавшей (в течение 8 лет) на общественных началах.

До сих пор вызывает восхищение героическая работа преподавателей, летчиков, инструкторов и курсантов, трудом которых буквально на голом месте били созданы классы для занятий, оборудованы мастерские, летные станции.

Весь личный состав Планерной Школы отдавал все свое свободное время этой благородной работе, ничего не требуя для себя взамен! Я был счастлив руководить этим прекрасным коллективом в течение всего времени существования Московской Планерной Школы (с 1925 по 1933 год) в организации которой мне помогали будущие преподаватели и курсанты Школы, а также ответственные работники Общества Друзей Воздушного флота (т.т .Розанов, Серяков, Селиверстов и другие).

17.02.1980г В.М. Титов
Made on
Tilda