Новости учреждения

Штопор Арцеулова!

Сверхлегкая авиация
109 лет назад, 24 сентября 1916 года, в 11 часов утра под Качей русский лётчик Константин Константинович Арцеулов совершил первое в истории авиации преднамеренное вхождение в штопор и успешный выход из него.

В то время считалось, что самолёт, попавший в штопор, не может самостоятельно выйти из него. Во время войны количество катастроф, вызванных срывом в штопор, значительно возросло, так как боевые вылеты требовали от лётчиков выполнения сложных манёвров при встрече с противником.

Идея выхода из штопора пришла к Арцеулову ещё на фронте. Он провёл теоретические исследования и пришёл к выводу, что при попадании самолёта в штопор необходимо отклонить ручку управления от себя и одновременно нажать на педаль, чтобы развернуть руль направления в сторону, противоположную штопору. До этого лётчики, оказавшись в штопоре, обычно пытались приподнять нос самолёта и тянули ручку управления на себя, что только усугубляло ситуацию.

В тот день, набрав высоту 2000 метров, Арцеулов ввёл самолёт в штопор и, сделав три витка, успешно вышел из крутого пикирования. В том же полёте он повторил упражнение, сделав уже пять витков.

Вскоре это упражнение вошло в программу обучения истребительного отделения Качинской школы, а позднее стало легендарным манёвром ведения воздушного боя: самолёт уходил в штопор, притворяясь сбитым, а затем выходил и поражал обманутого противника. Этот приём спас жизнь многим лётчикам.

В 1927–1929 годах советский учёный Владимир Сергеевич Пышнов разработал теорию штопора и методику расчёта самолёта на штопор. Его работа «Штопор самолёта» была признана на Всемирном конгрессе учёных в 1929 году первой фундаментальной научной работой по теории штопора.
Made on
Tilda